Бизнес коучинг: обучение, как найти коуча

Вы наверняка знаете, что коучинг можно разделить на несколько направлений. В этой статье мы поговорим о самом распространённом и выгодном направлении – бизнес коучинге. Мы расскажем, какие бывают типы коучинга для бизнеса и как этот процесс может помочь с достижением поставленных целей.

Содержание:

  1. Бизнес коучинг – что это такое;
  2. Типы бизнес коучинга;
  3. Как работает бизнес коучинг;
  4. Насколько он эффективен.
  5. Заключение.

Я всегда относился к бизнесу как к приятному развлечению и порой забываю, где кончается работа и где начинается личная жизнь.

Ричард Брэнсон

Бизнес коучинг – что это такое

Пожалуй, стоит начать с определения коучинга в целом для тех, кто в принципе не знаком с этим словом. Коучинг – это процесс взаимодействия между наставником (коучем) и учеником, в результате которого второй добивается поставленной цели, открывает в себе новые навыки и меняет своё отношение к жизни. А бизнес коучинг построен на взаимоотношениях между коучем и предпринимателем, а также его командой (менеджеры и прочие сотрудники). Целью бизнес коучинга является достижение поставленных бизнес-задач.

Самое главное отличие от обычного коучинга заключается в следующем: бизнес коучинг – это не просто анализ и проработка бизнес-процессов, консалтинг или раздача советов, это усердная совместная работа коуча и предпринимателя, приводящая к хорошему результату. В данном случае результатом будет достижение поставленной задачи.

Если мы будем говорить о каких-то масштабных организациях, то можно уверенно утверждать, что данным процессом там активно пользуются. Особенно на западе. Множество крупных фирм даже имеют на предприятии своего штатного коуча, который занимается подобными вопросами. Его главная задача – повысить эффективность сотрудников и руководящих лиц. Кроме того, топ-менеджеры крупных предприятий стараются привлечь сторонних специалистов с этой же целью. Каждый год на услуги коучинга и прочие схожие с ним процессы уходят многомиллионные бюджеты. Сами генеральные менеджеры иногда тоже заглядывают на подобные мероприятия, ведь нет предела совершенству, всегда есть к чему стремиться.

Так для чего же всё-таки на бизнес-коучинг тратят такие огромные средства? Зачем всё это необходимо? Зачем этим занимаются генеральные менеджеры предприятий? Ответ лежит на поверхности: это очень выгодный ход. Владельцы крупных организаций выделяют подобные бюджеты на коучинговые процессы в надежде, что это принесёт им в несколько раз больше. И да, это на самом деле даёт им хорошую отдачу.

С каждым днём процесс ведения бизнеса усложняется еще больше. Всё потому что финансы не стоят на одном и том же месте, они растут, совершенствуются, развиваются, терпят изменения и так далее. И все эти процессы проносятся с невероятной скоростью. Поэтому, на сегодняшний день практически любая область имеет огромную конкуренцию. Чтобы добиться желаемых успехов при таких условиях, необходимо анализировать все новые введения и следовать за ними. Кроме того, требуется постоянная проработка технологий собственного дела. Их необходимо развивать и доводить до совершенства, чтобы превзойти конкурентов в своей сфере. Именно такие задачи и решает бизнес-коуч.


Стоит обратить внимание на то, что услуги бизнес коучинга чаще всего используют крупные корпорации, которые еще принято называть акулами бизнеса. Малый и средний бизнес пока что далёк от этого, хотя зря. Ведь если бы они пользовались подобными методами, может быть и не были бы представителями среднего звена, а переросли в нечто большее. Интересы предпринимателей всегда сводятся к расширению рынка и ограничению конкуренции.

В качестве партнера вы должны найти кого-то, кто дополняет ваши умения. Вам не обязательно нужен кто-то успешный.

Джек Ма

Типы бизнес коучинга

В бизнес коучинге существует много различных типов и направлений, применяемых для конкретных целей. Мы рассмотрим только два основных: корпоративный коучинг и коучинг для руководителей.

  • Корпоративный коучинг. Вид коучинга, подразумевающий работу не только с руководителями и генеральными менеджерами компании, но и непосредственно с персоналом. Такой подход помогает создать сплочённую команду, готовую к свершению новых побед. По сути это и есть групповой или командный коучинг;
  • Коучинг для руководителей. Название уже всё сказало за себя. Это процесс, при котором коуч работает с топ-менеджерами или руководителями компании. Коллектив компании в таком варианте не принимает участие в процессе.

Какие цели и задачи выполняют данные направления:

Корпоративный коучинг:

  • Определяет чёткие цели;
  • Доносит эти цели до определённых сотрудников, руководителей и менеджеров, чтобы в дальнейшем начать работу над их достижением;
  • Формирует конкретный план по достижению поставленных целей, а также разрабатывает стратегию и тактику;
  • Строит систематическое взаимодействие между руководителями и сотрудниками организации, ищет эффективные инструменты для управления;
Разрабатывает корпоративную культуру организации.


Коучинг для руководителя:

  • Создаёт нулевой баланс
  • Переорганизует существующую организацию, вводит новые направления;
  • Доводит бизнес до определённых результатов;
  • Ищет выгодных партнёров;
  • Повышает навыки коммуникации через эффективное построение деловых отношений;
  • Разрабатывает и вводит систему управления персоналом;
  • Ищет наилучшие ценовые решения основываясь на конкурентном анализе, потребностях клиентов и возможностях организации.

Бизнес коучинг может проводиться не только по одному, но и по нескольким направлениям сразу. Это всё зависит от потребностей конкретной фирмы.

Как работает бизнес коучинг

Если говорить простым языком, коуч является наставником, который и выполняет функцию коучинга. Как это работает?
Коуча от других специалистов отличает то, что он всегда находится на равной с клиентом позиции. Он никогда не ставит себя выше него или ниже. Процесс работы построен на доверительных партнёрских отношениях. Именно во время общения с клиентом коуч оказывает ему помощь в поиске потенциала и возможностей для выполнения поставленных задач, которые также устанавливались за разговором. Методы и способы, применяемые для достижения, бывают совершенно разными, ведь они являются индивидуальными. Коучи не навязывают партнёрам своё личное видение решения задачи.


Если подумать, то суть коучинга и заключается в том, чтобы задавать клиенту много различных вопросов, на которые он будет искать ответы. Именно те ответы, которые он найдёт и помогут выполнить поставленные цели.

В лайф коучинге цели часто выстраивают на основе потребностей человека, а в бизнес коучинге на основе потребностей организации. Коучи изначально должны проводить анализы, и понимать, где находится бизнес на старте его работы, то есть на каком он этапе. После этого вместе с клиентом определяется точка, к которой нужно прийти. После того, как всё это выполнено, можно начинать двигаться к цели.

Вообще бизнес коучинг – это, наверное, самое сложное направление в коучинге. Это связано с тем, что бизнес коуч обязан не только идеально владеть профессиональными навыками взаимодействия с клиентом, но и разбираться в экономических процессах разной сложности, а также иметь опыт работы в ведении бизнеса.

Коуч взаимодействует с клиентом в формате сессии. Это может быть индивидуальная или групповая встреча. Частота сессий будет зависеть от установленных целей. Очень часто сотрудничество с коучем перетекает в долгосрочное, год, а может и больше. Опять же, всё зависит от задач, которые необходимо выполнить.

Насколько он эффективен

Мы подошли к самому главному вопросу в данной статье: насколько эффективен бизнес коучинг, кому и для чего он нужен? Ответить точно нельзя, так как всё зависит от индивидуальных потребностей каждой организации и её руководителя.

Точно на данный метод стоит обратить внимание предпринимателям, которые только начинают заниматься данной деятельностью и еще не знают, как должны работать все процессы.

Большой ошибкой многих бизнесменов становится привлечение коучей без какого-либо понимания, кто они такие и для чего нужны. Есть каста людей, которые думают, что это волшебные человечки, которые приходят, решают проблемы и уходят. Нет, так не бывает. Это очень большое заблуждение. Коучи никогда не делают чужую работу. Они не станут выполнять за клиента то, что ему необходимо сделать самостоятельно.

На эффективность коучинга в сфере бизнеса влияет множество факторов, например, профессиональный подход каждого коуча, особенности его работы, состояние предприятия (бывают такие случаи, когда компанию уже ничего не сможет спасти), личностные качества и характер руководителя.

Бизнес коучинг требует довольно больших вложений. Поэтому, если вы планируете заказывать такую услугу, вы должны чётко понимать, из чего она состоит, что вы получите и чего вообще стоит ожидать. Любой компетентный коуч при обращении к нему за помощью сам всё это расскажет.

Не стоит считать, что бизнес коучинг это какое-то волшебное средство, которое решает любую проблему. Нет, тут всё также зависит от ваших усилий, как и в любом деле. Всё будет бесполезно, если у вас нет собственного желания для развития своего бизнеса. Без этого фактора никакой коуч, даже самый хороший, не сможет вам помочь.

Настоящие возможности лежат там, где их никто не видит. Если на совещании 90% присутствующих голосуют «за» то или иное предложение, я выбрасываю его в корзину. Причина проста: если все эти люди так явно видят эту возможность, то скорее всего над этим работает много других компаний, и нам не будет принадлежать лидерство в этом.

Джек Ма

Заключение

Вот и всё, что мы хотели рассказать о бизнес коучинге. Теперь вы знаете, что это такое, как он работает, для чего нужен и насколько является эффективным. Может быть, благодаря именно этой информации вы сможете принять верное решение в вопросе его применения. Если вы планируете воспользоваться услугами бизнес коуча, будьте внимательны в выборе специалистов, так как сегодня можно запросто нарваться на шарлатана. На этом у нас всё. Если эта информация была вам полезна, можете изучить другие направления коучинга на нашем сайте. Спасибо за внимание!