Воронка продаж – это алгоритм, модель маркетинга, которая изначально основывалась на схеме поведения потребителей AIDA. Разработал ее Уильям Таунсенд. Он считал, что любая продажа может уложиться в алгоритм:
- Потенциальный покупатель обратил внимание на товар – к примеру, увидел рекламу;
- Таким образом, у него появился интерес – он стал думать, как бы он пользовался данным продуктом;
- За интересом последовало желание приобрести товар;
- А далее будет звонок от этого покупателя в магазин, чем он только подтвердит свой интерес.
Изначально воронки использовали только в маркетинге, но сегодня этот термин прекрасно перекочевал и в отдел продаж. Для разработки воронки продаж вы должны составить условную дорожную карту, по которой будет идти ваш покупатель до момента сделки. Если говорить о простых вариантах, то для создания можно использовать таблицы Excel. Если делать на более профессиональном уровне, лучше воспользоваться инструментом визуального конструирования, к примеру, любым сервисом MindMap.
Пример дорожного пути клиента:
Увидел рекламу, пришел в блог – оставил заявку по форме – поговорил с менеджером, получил коммерческое предложение – посмотрел презентацию – совершил сделку.
Это простая схема, которая соединила в себе не только маркетинг, но и продажи.
Для удобства и эффективности отслеживания всех процессов до самой сделки и возвращения клиентов, следует использовать автоматическую систему CRM. Такие программы предоставляют уже готовые воронки, которые вы можете немного видоизменить и использовать в своих целях.